Говорят дети

Сын:
— Мам, ты что, хочешь похудеть, да?
— Ну, да.
— Зря. Зимой будешь мёрзнуть!

Главная -> Полезные статьи -> Бить или не бить?
Пользовательский поиск

Бить или не бить?

Малыш опять не слушается, капризничает и хулиганит. Сохранять спокойствие или все-таки отшлепать безобразника?

Вечер долгого и трудного дня. Вечер – очень поздний, день – очень трудный. Сын упорно не ложится спать. До этого он последовательно: а) выплюнул гречневую кашу на скатерть; б) сломал новый самолетик; в) уронил вазу с цветами ( цветы - в мусор, ваза – вдребезги); г) нарисовал на обоях Великую Отечественную войну в деталях и подробностях.

«Да что ж это такое !!!» - рука сама взлетает вверх и пикирующим бомбардировщиком опускается на сыновью пятую точку.

 

«Да что ты за ребенок такой! Что за неслух!» - звонкий шлепок по животику, потому что сын очень ловкий и увертливый и вовремя увел попу из-под удара.

Мама сразу же спохватилась: «Ой, что наделала! Бить детей нельзя!»

Финал сын в слезах, мама – в угрызениях совести, обои – в солдатиках.

Кто ни разу не шлепал по попе своего ребенка, пусть первый бросит в меня камень. Я шлепала… 

Ударная история

«Уши мальчика – на спине его, он слушает, когда его бьют», - говорили педагоги в Древнем Египте. И били.

Эразм Роттердамский вспоминал: учитель сек его, что бы посмотреть, как он переносит боль.

В английских школах телесное наказание детей считалось настолько необходимым при воспитании, что мальчиков и девочек секли не только за какую-нибудь вину, а просто потому, что считалось полезным время от времени пороть ребенка розгами по голой спине, линейкой по рукам. В гимназиях царской России физическое наказание практиковалось так же часто как неуд на уроках.

Список произведений художественной литературы, в которых упоминается способы и поводы «ударного воспитания», длинен, как поезд «Москва – Адлер» в разгар курортного сезона.

История физического наказания детей так же многогранна, как история рода человеческого. Но споры вокруг телесных наказаний не утихают до сих пор. «Нас били – и ничего, хорошими людьми выросли!» - говорят одни. «Физическое наказание унижает ребенка, бьют малышей только садисты» - возражают другие.

Без механики

Признаюсь честно: я не знаю, можно ли бить детей. Я точно знаю другое: если можно не бить – их лучше не бить.

Да, будет день, когда вы сорветесь и дадите – таки по попе вашему котенку, зайчонку и солнышку. Но он этот день должен стать самым исключительным. Потому что, если он будет правилом, - это уже не воспитание. Это издевательство.

Парадокс в том, что мы наказываем детей, находясь в «в известном сознании» - нас расстраивает, обижает, злои непослушание малыша, и мы, расстроенные, обиженные, злые, накидываемся на кроху с упреками и шлепками. А вот хвалим мы всегда в ясном уме и трезвой памяти: успехи сына или дочки нас окрыляют, делая ум острее, а взгляд на мир – позитивным. Поэтому мало кто из нас задается вопросом: «Как хвалить?» Но каждая мама хоть раз, да задумается: «Как наказать?»

  - Впервые с тем, что ребенка придется наказывать я столкнулась, когда моему Арсюше было 8 месяцев, - рассказывает молодая мама Нина. – Он сидел за столом на своем высоком стульчаке и выливал сок из поилки на пол. «Арсюша, нельзя!» - я погрозила ему пальцем и улыбнулась. Арсюша засмеялся и вылил еще порцию сока. Я была в шоке: неужели мне придется выразить малышу свое недовольство, неужели он увидит рассерженную, злую маму? Сейчас эти переживания мне кажутся смешными. Арсюше 2 года, и наказываю я его несколько раз в день. Возможно, я слишком часто шлепаю его, но я не могу найти подходящей «наказательной» альтернативы.

У Нины шлепки по попе вошли в привычку. Техника отработана: нашкодил – получил по попе. Большинство действий мы совершаем механически. Нам не требуется включать мыслительную деятельность для того , чтобы шагать по улице, чистить зубы, доставать из шкафа книгу или готовить яичницу. Наказываем детей мы тоже зачастую «рефлекторно»: разбил чашку шлепок, дернул кошку за хвост – шлепок. Хотя нет, кошки обычно наказывают шалунов сами. У них есть когти.

Но воспитание – процесс априори не механический. Как только вы заметили, что вместо мамы превращаетесь в робота, срочно, как барон Мюнхгаузен, вытаскивайте себя за волосы из болота. Откажитесь от стереотипа «набедокурил – по попе!»

На каждый проступок надо реагировать в зависимости от причины проступка. Потому что чашка может быть разбита по массе причин: от желания помочь маме убрать со стола до барского: «Не буду чай, налейте мне сок! И кто тут посмел меня не обслужить?!» Соответственно и наказание будет разным. В первом случае можно лишь покачать головой: «Ай-ай-ай, как жалко, что чашка из рук выскользнула! Но в следующий раз ты будешь держать чашку крепко, и она не упадет». Заметьте, последнее предложение – вопросительное, а утвердительное. Вы уверены в том, что чашка не упадет, а малыш справится со своей «работой». Он и правда справится, он же у вас умница!

А во втором случае можно и в угол поставить. Хамство - не черта характера, которую нужно холить и лелеять. Ребенок должен четко, до самых глубин подсознания, уяснить: мама и папа – главные. Иначе родителей будет ждать такой веселенький подростковый возраст…

Мама – тигрица

-Я не хочу, совсем не хочу шлепать свою дочку. – говорит Татьяна, мама 4-летней Юли, - но когда она выводит меня из себя, просто не могу сдержаться. Меня буквально накрывает ярость, я не могу ей противиться, превращаюсь в тигрицу. Два-три довольно сильных шлепка по попе – и я тут же прихожу в себя. Ужасаюсь тому, что наделала, и бросаюсь просить у дочки прощения. Кажется воспитатель из меня никудышный.

К подобным методам воспитания действительно лучше не прибегать. Обуздайте эмоциональность… глубоким дыханием. Когда почувствуете, что рука уже готова замахнуться, сделайте несколько глубоких вдохов – злость должна схлынуть. В крайнем случае, можно со всего размаха стукнуть кулаком по подушке.

-Я так зла из-за разбитой чашки! – крикните вы, нанося подушке хуки и апперкоты. – Мне досадно, что моя дочь не умеет аккуратно обращаться с вещами!

Опять же, обратите внимание. Вы не кричите ребенку, что он плохой. Вы сообщаете ему, что: а) вы рассержены и б) причина – неправильное поведение малыша. Не он сам, а его поведение.

Об этом написано сотни книг, но нелишним будет повторить: ругая ребенка, откажитесь от употребления выражений вроде «ты плохой», «ты глупый», «ты упрямый». Дети так устроены – они верят всему, что им говорят. И действительно становятся плохими, глупыми и упрямыми. Говорите: «Ты поступил плохо», «Ты не подумал», «Ты упрямишься». «Плохой» и «в данный момент ведущий себя плохо». Чувствуете разницу?

Если же злость все-таки окажется сильнее вас и вы обнаружите на попе малыша след своей  руки, проявите выдержку – не бросайтесь к нему тут же с объятиями и слезами раскаяния. Поугрызайтесь совестью где-нибудь в уголочке. Ну хотя бы минут пятнадцать, ладно? А потом можете прощать кроху, мириться с ним и говорить: «Я так сильно разозлилась из-за чашки, что не смогла сдержаться и ударила тебя. Мне этого не хотелось, бить людей нехорошо. Я постараюсь больше тебя не шлепать. А ты постараешься больше меня не огорчать».

Он , конечно, огорчит.

И вы наверняка шлепните.

Но периодичность шлепков должна сводится к нулю! Так что, совсем не бить? Нет почему же. Бить. Есть случаи, когда шлепнуть ребенка необходимо. Если 2-летний малыш тянет пальчик к розетки – тут не до душеспасительных бесед. Быстро-быстро шлепнуть его по руке, а уж потом объяснить. Как опасны розетки ( и закрывать их заглушками!). Если кроха выскакивает на дорогу, не глядя по сторонам – резко отдернуть его назад, на тротуар и впредь держать за руку крепче. Если.. Ну, вы поняли. Если действия малыша опасны для его же жизни и здоровья – не раздумывайте. Шлепайте по попе, по руке, лишь бы вывести из «зоны опасности». А потом, конечно, проводите профилактическую беседу. И не драматизируйте «физическое наказание». От одного шлепка, полученного в 3-летнем возрасте, еще никто не становился невротиком. Главное, подчеркну, оставить этот шлепок в списке исключительно редких событий в жизни малыша.

 С. Сторожук, психолог.  Журнал Лиза «Мой ребенок»,  № 9, 2009 

Главная -> Полезные статьи -> Бить или не бить

 

 Нет комментариев.
Вам нужно войти или зарегистрироваться для добавления комментария.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)
Регистрация
Сейчас на сайте
Сейчас 133 гостей онлайн