Говорят дети

Сын:
— Мам, ты что, хочешь похудеть, да?
— Ну, да.
— Зря. Зимой будешь мёрзнуть!

Главная -> Полезные статьи -> Память на „пять”
Пользовательский поиск

Память на „пять”

Ребенок 5—6 лет лучше запоминает непроизвольно, особенно то, что ярко, интересно, вызывает сильные эмоции (как положительные, так и отрицательные). Однако для школы важно, чтобы малыш мог управлять своей памятью (ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю), т. е. у него должно быть развито произвольное запоминание.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребенок смысл запоминаемого. Осмысленное запоминание поможет глубоко усвоить материал, вызвав в сознании яркие образы, представления, ассоциации; более надежно закрепит нужную информацию в долговременной памяти. Потому постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить.  

 

 Как можно чаще тренируйте малыша в рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений. Прочитав сказку, помогите ребенку освоить основные приемы запоминания: разделение текста на части с выделением смысла каждой (с помощью наводящих вопросов); повторение. Попросите малыша нарисовать картинки — иллюстрации, а затем пусть он по ним перескажет вам сказку. Разучивая стихи, рисуйте к каждой строчке простой рисунок-символ. Взяв в руки «шпаргалку», ребенок успешнее воспроизведет рифмы.

Предлагаем вам упражнения для развития кратковременной и долговременной памяти разных видов. Ведь чем больше вы станете тренировать малыша, тем легче будет ему учиться.

Зрительная память

«10 картинок» Предложите ребенку рассмотреть 10 картинок с изображением знакомых предметов. Через 30 секунд попросите назвать все, что он запомнил. Проверяем кратковременную память: 6—7 предметов, названных 6-7-летним ребенком — хороший результат. Покажите малышу те картинки, про которые он забыл. Через 10 минут (а потом через 1 час) попросите снова вспомнить изображения. Обычно ребенок называет 7—8 предметов из 10 (это хороший показатель долговременной памяти).

«Запомни и нарисуй» Предложите малышу в течение 1 минуты посмотреть на рисунок с изображением несложных узоров или геометрических фигур, цифр, букв, а затем нарисовать все, что он запомнил. Можно также предложить выложить узоры, цифры, буквы из счетных палочек в заданной последовательности.

«Я — фотоаппарат» Пусть малыш представит себя фотоаппаратом (фотографом, художником, детективом), который может запечатлеть любой предмет, ситуацию, человека. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

«Запомни картинки» Вместе с ребенком вы рассматриваете в течение 40 секунд 10 картинок, потом картинки убираете. Теперь называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную.

«Шкафчики» Склейте «шкафчики» из 3 и более спичечных коробков. Спрячьте в один из них (на глазах у ребенка) мелкую игрушку, например из «Киндер-сюрприза». Уберите коробки на несколько секунд, а потом попросите ребенка найти спрятанную игрушку.

«Что изменилось?» Разложите на столе 5—8 фигурок (игрушек). Малыш внимательно рассматривает их, затем отворачивается. В это время уберите одну или две фигурки, добавьте новые, поменяйте их местами. Спросите, какие игрушки исчезли, добавились или поменялись местами.

«Прогулка в картинках» Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, названия магазинов. Вернувшись домой, попросите его нарисовать те знаки, которые он запомнил.

«Художник» Малыш, играя роль художника, внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать» (это может быть и папа, и игрушка). Потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Слуховая память

«10 слов» Прочитайте ребенку 10 слов. Попросите его повторить те, которые он запомнил. Обычно дошколенок повторяет 5—6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти. Назовите малышу те слова, которые он забыл. Вернитесь к упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если удалось вспомнить 7—8 слов.

«Слушай и повторяй» Простучите карандашом по столу определенное число раз и попросите малыша воспроизвести услышанное.

«Я положил в мешок» Эта игра развлечет вас во время длительных поездок. Для начала скажите: «Я положила в мешок яблоки». Ребенок повторяет сказанное вами и добавляет что-то свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет новое слово. И так далее. Игра развивает объем памяти.

«Опосредованное запоминание» Положите перед малышом карточки с изображением предметов (обезьяна, книга, сыр, платье, луна, мороженое, дерево, метла). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, работа, одежда, лес, сладость, ночь. Например, при названии слова ночь ребенок должен выбрать карточку «Луна». Спросите, какие слова ребенок запомнил. Через 15 минут покажите ребенку картинки, которые он выбрал для запоминания, и снова попросите назвать слова. Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Пары слов» Прочитайте малышу пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, карандаш-альбом, лес-медведь. Затем повторно произносите первое слово из каждой пары, а ребенок должен припомнить второе слово к каждой паре. Выполнение задания говорит о хорошем уровне логической и смысловой памяти.

Тактильная память

Отражает способность запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам.

«Что это?» Приготовьте разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Положите часть из них на стол, а часть — под стол. Предложите ребенку потрогать все предметы. Затем попросите вспомнить что лежит на столе, а что под ним.

«Дощечки» Приготовьте 10 дощечек с разной поверхностью, проставьте на них порядковые номера и наклейте материалы: 1 — мех, 2 — наждачная бумага, 3 — фланель, 4 — расплавленный воск со свечи, 5 — толстый шнурок, 6 — спички или палочки, 7 — целлофан, 8 — фольга, 9 — бархат, 10 — вельвет. Разложите дощечки в ряд по порядку от 1 до 10.

Пусть ребенок закроет глаза и тщательно ощупает каждую поверхность. При этом ему нужно запомнить, в каком порядке лежат дощечки. Затем перемешайте дощечки и попросите малыша на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).

Моторно-зрительная память (память на движения)

«Запомни движение» Покажите ребенку движения, состоящие из 3—4 действий. Он должен повторить эти действия, сначала в заданном порядке, а затем в обратном. Например: постоять, покачиваясь на одном месте, покружиться, подпрыгнуть.

«Согласованные действия» Встаньте рядом с малышом и предложите показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, перетягивание каната, парный танец). Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим, последним?

«Выложи узор» Вы выкладываете на столе несложный узор, предложив ребенку запомнить количество, цвет и расположение деталей. Затем попросите малыша самостоятельно повторить заданный узор.

«Маленький спортсмен» Задача ребенка — в соответствии с читаемым вами текстом изобразить с помощью пантомимики занятия разными видами спорта. Затем предложите их перечислить в заданном порядке.

Полезные советы

Память — словно записывающий прибор, который может воспроизвести многое из того, что мы пожелаем. Теперь давайте посмотрим на строение этого «магнитофона». Наши ощущения — тактильные, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые — словно кнопка «воспроизведение». Наш ум — «запись». Наша воля — «быстрая перемотка» вперед или назад. Наша жизненная энергия — питание для записывающего устройства. Если какой-то элемент нашего прибора дает незначительный сбой, то происходят изменения в качестве памяти.

Что может помочь в запоминании?

Прежде всего — мотивация, или интерес. Только в тех случаях, когда наше внимание привлекает нечто, представляющее для нас интерес, запоминание происходит без каких-либо усилий. Если мы проявляем интерес к предмету, нам легко сосредоточиться на нем. Мы можем проанализировать его с разных точек зрения, можем наблюдать и понимать его.

Повторение — мать учения. Частое обращение к прошлым событиям укрепляет нашу память о них. Повторение — это своего рода искусство, наука и практика памяти. Если мы владеем этим искусством, то способны извлечь из памяти значительную информацию.

Систематизация тоже способствует улучшению памяти. Если вы отправляетесь в библиотеку, но книги там не расставлены в алфавитном порядке, а лежат кучей, то для поиска нужной книги придется затратить намного больше времени и сил. Когда мы храним что-то в упорядоченном виде, нам легко воспользоваться тем, что нам требуется.

Ассоциация — основа тренировки памяти. Чтобы запомнить новую информацию, ее необходимо связать с чем- то, что вы уже знаете или о чем вы помните, посредством образов.

Очень полезны занятия спортом. Теннис и командные спортивные игры быстро воспитывают собранность и внимательность. Как и любому органу, мозгу необходим кислород и питательные вещества. Больше гуляйте на свежем воздухе, каждый день занимайтесь физкультурой (хотя бы 30 минут в день).

Пусть в детском меню будет больше продуктов, богатых фосфором, йодом, железом, магнием, цинком и витаминами группы В. Фрукты, овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба и печенка, молочные продукты «накормят» мозг и улучшат память.

Ищет бедная старушка за подушкой, под подушкой...

Эти рекомендации для тех, кто, страдая забывчивостью, в собственной квартире то и дело ищет пропавшие вещи. Учите и малышей этим нехитрым приемам — они им очень пригодятся в жизни!

— Все необходимое для завтрашнего дня собирайте заранее, с вечера. Здесь правило «утро вечера мудренее» не действует. В спешке не так-то просто вспомнить все, что надо взять с собой. Если какие-то вещи вы не можете положить в сумку еще вечером, составьте список предметов, которые надо будет взять с собой утром. Список оставьте на видном месте, например, на сумке или у входной двери.

— Найдите постоянное место для всех вещей и каждый раз возвращайте их туда, откуда взяли. Ведь привычка складывать все в кучу до следующей генеральной уборки приводит к банальному беспорядку, когда днем с огнем ничего не сыщешь.

— Если вы тратите много времени, чтобы найти сезонную одежду и обувь, которую уже почти год не носили, воспользуйтесь следующим приемом. На каждую коробку, мешок или полку в шкафу приклейте яркий ярлычок со списком содержимого. Составление такого списка займет какое-то время, но зато на поиски любимых сапог после лета у вас не уйдет целый день.

— Порой стоит начать поиски с нестандартных мест. Потерянные вещи часто обнаруживаются на самом видном месте или там, куда мы заглядываем в последнюю очередь.

— Если боитесь о чем-то забыть, не обязательно рисовать на руке крестик (способ, известный всем еще со школы). Наденьте, кольцо на тот палец, на котором обычно не носите его. Такие мелочи, незаметные для окружающих, будут привлекать ваше внимание и напоминать о том, что важно сделать.

Ольга Лесовая, педагог

Журнал "Мой ребенок" 

Главная -> Полезные статьи -> Память на "пять" 

 

 Нет комментариев.
Вам нужно войти или зарегистрироваться для добавления комментария.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)
Регистрация
Сейчас на сайте
Сейчас 106 гостей онлайн