Говорят дети

Сын:
— Мам, ты что, хочешь похудеть, да?
— Ну, да.
— Зря. Зимой будешь мёрзнуть!

Главная -> Полезные статьи -> На одном языке
Пользовательский поиск

На одном языке

Общение с ребенком

Немногие знают, что наладить взаимоотношения в семье, научиться лучше понимать близких под силу каждому, кто владеет одним-единственным языком — языком мимики, жестов и телодвижений.

Уникальность этого языка в том, что им руководит подсознание. Если слова могут обмануть, то жесты практически всегда показывают то, что мы испытываем в данный момент. Родителям, которые обращают внимание на язык тела своего малыша, намного проще понять его чувства и переживания, даже если они не высказаны словесно.

Помаши ручкой!

В США сегодня очень популярно обучение полугодовалых малышей языку жестов. Обычно таковой применяется в общении с глухонемыми людьми. Специалисты считают, что он отлично подходит и для общения с младенцами. Родители и дети осваивают этот язык на занятиях в развивающих центрах. Впрочем, большинство детских психологов весьма скептично относятся к утверждению руководителей подобных центров, что именно язык жестов стимулирует умственное развитие и ускоряет развитие речи.

Скорее всего, эти эффекты возникают благодаря развивающим играм, чтению и более тесному общению ребенка с родителями. Необходимо ли специально обучать младенца искусственным жестам или вместе, этого уделять больше времени развитию речи? Наверное, наиболее разумный подход — гармоничное сочетание жестовой и словесной речи. Смешно требовать от восьмимесячного крохи, чтобы он, прощаясь с папой, произносил: „До свидания". Даже упрощенный вариант „пока" многие детишки осваивают уже после года. Но какое удовольствие можно доставить и взрослым, и малышу, научив его махать на прощание рукой! В таком случае ребенок чувствует себя полноправным членом общения. Но каждый жест всегда должен синхрону подкрепляться словом.

Отсутствие мимики и жестов у младенцев — это тревожный звоночек. В первое время после рождения крохи родители воспринимают его поведение как подарок свыше — спокойный ребенок, не требующий внимания к себе. Но уже к концу первого месяца жизни они ждут первых приветствий малыша — улыбок и „агу". Если ожидание этих приятных мелочей длится 3-4 месяца, родителям нужно бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам. В повседневной жизни мамы и папы общаются с детишками на языке жестов, даже не замечая этого, поэтому большая часть информации, которой наполнены телодвижения малышей, проходит незамеченной либо откладывается в подсознании.

Советы специалистов. Как сделать общение с малышом приятным и понятным?

1. Не стоит сознательно игнорировать детские жесты (например, просьбу — указывание пальцем на то, что нужно), чтобы вынудить малыша произносить слова. Ускорить речевое развитие таким образом невозможно,  полуторагодовалый ребенок будет очень расстроен непониманием с вашей стороны. Конечно, все родители с нетерпением ждут того момента, когда можно будет начать свободно общаться с малышом на удобном и привычном для нас языке. Но в большинстве случаев жесты помогают ребенку быстрее и точнее выразить свои желания. Малыш трет глаза кулачками, когда хочет спать, или изображает свое состояние (животик болит, голова болит) — в этих ситуациях для нас важнее информация, а не способ ее получения. Некоторые детки в 12-17 месяцев  используют простые жестовые предложения: ребенок, например, может протянуть руки вверх („возьми"), а затем указать в сторону соседней комнаты ("неси туда").

2. Лучше всего кроха учится жестам путем подражания. Малыш сначала будет их просто копировать и только по мере развития сознания овладеет их значением. К 9 месяцам по просьбе взрослого ребенок готов продемонстрировать жесты приветствия и прощания, помахав ручкой. В 12-14 месяцев малыши могут показывать пальчиком свой возраст, руками — размеры предмета. Появляются жесты любви и жалости (гладит, обнимает игрушку или человека, прикасается губами к щеке). При общении с близкими жесты детей свободнее, с малознакомыми и незнакомыми людьми — скованнее.

3. Трудность понимания ребенком жестов может быть связана с фактом неоднозначного применения знакомого жеста различными взрослыми. „Ай-ай-ай", — говорит бабушка, улыбаясь и грозя внуку пальцем, а потом целует и обнимает маленького проказника. А у родителей вслед за угрожающим жестом чаще всего следует наказание за какую-то серьезную провинность (например, изрисованные обои). Ребенок растерян, сбит с толку. Нередко взрослые из-за своей нетерпеливости противопоставляют слово жесту. В этом случае у малыша появляется недоверие и к словам, и к телодвижениям собеседника. Наверняка вы видели, как родители одевают детишек в детском саду. Трехлетний карапуз пытается отстоять право самому застегивать пуговицы: „Я сам!!!" — „Конечно сам!" — торопливо соглашается его мама, быстро застегивая курточку. Часто родители и педагоги вместо терпеливого обучения детей новым навыкам предпочитают делать за них все. Могут ли малыши быть уверены в своих силах и развивать способности дальше, если им не дают возможности проверить их на практике? В таких случаях, по мнению психологов, порой возникает „эффект Пигмалиона": недоверие взрослых к способностям ребенка рождает и в самом малыше сомнения в собственных силах.

По материалам журнала "Мой ребенок"

 
Регистрация
Сейчас на сайте
Сейчас 250 гостей и 2 пользователей онлайн
  • ifobog
  • acevovo