Говорят дети

Сын:
— Мам, ты что, хочешь похудеть, да?
— Ну, да.
— Зря. Зимой будешь мёрзнуть!

Главная -> Полезные статьи -> Делу - время, потехе - час
Пользовательский поиск

Делу - время, потехе - час

Какова роль игры в жизни ребенка? И в каком возрасте от пустячных забав пора пepexoдить к серьезному делу? Всегда ли мы понимаем, что такое игра? Во что должны играть дети, чтобы нормально развиваться? И достаточно ли им только играть или нужно еще что-то другое?

 

Две истории

Владик - настоящий игроман. Пока не пришла пора идти в школу, он проводил в играх все свободное время. У Владика целый шкаф с машинками и всяким оружием, куча сложных игр (лук со стрелами и мишенью, электрический поезд), кубиков и конструкторов. Никто ему никогда не мешал играть. А добрая бабушка убирала за внуком разбросанные по всей комнате игрушки.
Владик рос живым, способным мальчиком. Но когда стал ходить в сад, а особенно - в школу, оказалось, он никогда не обращает внимания на других людей. Однажды рядом с ним девочка упала и сильно ушиблась. Она каталась по земле и кричала от боли. Но Владик не обратил на нее внимания, поскольку был занят строительством башни из песка. Пока взрослые успели подойти, девочка нечаянно задела ногой башню Владика. Тут он ее заметил и ... ударил. Возмущенная воспитательница тут же позвонила маме Владика и потребовала объяснить, почему ее сын так себя ведет. Мама ничего объяснить не могла.
Владик не понимает, что такое обязанность. Он всегда делает что-то потому, что так хочется ему. Мальчик постоянно нарушает любые правила: задерживается на перемене, не пишет, когда надо. Никогда не держит слова. Учится он скорее хорошо, поскольку очень способный. Но в школе и ему с другими нелегко, и с ним нелегко детям и учителю.

Совсем другой персонаж - Стас, старший брат сестер-близняшек. С четырехлетнего возраста он заботился о сестрах: водил их в садик, гулял с ними, даже кормил, если мамы не было дома.
Играл Стас до семи лет гораздо меньше, чем другие современные дети. Притом игры были однообразные: его любимые конструкторы и две-три настольные игры, где нужен партнер, хотя Стас всегда играл сам с собой. Садик он тихо ненавидел, а воспитательницу называл  не иначе как "девушка-старушка" - и тоже ненавидел.  В саду он ни с кем не играл. Стас - мальчик неблюдательный, душевно тонкий, самостоятельно мыслящий, но вид у него неуверенный, в отличие от жизнерадостного Владика. Стас хорошо учится, но учиться не любит. Он всегда держит слово, но ничего не делает добровольно, а лишь по поручению старших. На счастливого ребенка Стас не очень похож. Получается, играть с утра до вечера - плохо. Слишком мало играть - тоже плохо. Так оно и есть!

Вглубь вопроса

Как считают педагоги и психологи, игрой можно назвать любую деятельность, которая совершается не ради результата, а ради удовольствия.
Допустим, сел человек за руль автомобиля и просто катается. Ему нравится скорость, нравится ощущать себя господином сложной мощной машины. Это будет игра. Но если он едет в магазин за продуктами питания - то вроде бы то же самое делается ради результата  (купить продукты), и это уже не игра.
Помните, как Том Сойер красил забор? Красить забор - это же работа. Но Том сделал ее игрой. Потому всем захотелось красить забор: как игра это занятие показалось привлекательным.
Кстати, любопытная закономерность: все может быть и работой, и игрой. Когда ученику задают задачу - это работа. Нужен результат в виде правильного решения. Но если ту же задачу решать ради интереса, - это игра! Оказывается, игра от работы отличается не содержанием, а только мотивом. Нацеленностью или ненацеленностью на результат.
Для чего же нужна игра? Давайте подумаем. Работая, я делаю столько, сколько нужно, даже если устал или не хочу этого делать.  Когда играю, делаю только то, столько и так, как хочу. Надоело - брошу. Захочу еще - буду продолжать.
Это деятельность для себя. Поэтому, играя, мы себя хорошо чувствуем эмоционально, физически. Игра - это забота о себе. Это хорошая разрядка. Она доставляет удовольствие, ведь цель игры - удовольствие.
Неудивительно, что Владик - такой жизнерадостный мальчик: он же все свое детство непрерывно играл. Детям игра нужна особенно. Ребенок пока лишен многого, что есть у взрослого. Он еще не приносит никакой общественной пользы, мало что умеет. Но он - человек, и потребности у него те же. Он хочет чувствовать себя сильным и умелым. Хочет уважать себя. Хочет быть как взрослый.
А это пока возможно только в игре. Быть настоящим доктором пока нельзя: сначала надо вырасти, закончить школу, мединститут - на это уйдет 15-20 лет. Долго ждать. Потребности же нужно как-то удовлетворять уже сейчас. И ребенок выходит из положения очень просто: он играет в больницу.
Конечно, малыш прекрасно понимает, что это понарошку. Но все равно приятно! Я доктор Айболит, всех лечу!
Кстати, и уметь ничего не надо. Не нужны рентгеновские аппараты, стетоскопы. Взял палочку - и это как бы стетоскоп. В игре можно не считаться с реальностью. А ведь реальность неласкова к детям. Потому что это наша, взрослая, реальность. Детям в ней плохо, они себя чувствуют неловкими, никчемными. Они унижены. А в игре - совсем другое дело!Игра построена на условности. Мы условились, что эта палочка - стетоскоп, что трехлетний Миша - врач, а Маша - его пациент. Договорились. Увлекшись игрой, дети забывают о реальности. И это им очень приятно. В мире иллюзий они пока чувствуют себя лучше.
Итак, играя, дети - в отличие от взрослых - не только получают удовольствие, но и самоутверждаются. Правда, это иллюзорная уверенность (как иллюзорен стетоскоп в виде обычной палочки) - но она нужна ребенку, поскольку другой он пока получить не может.
И очень хорошо, что не нужен продукт, не нужен результат: ребенок же еще не умеет его достигать.
Но в то же время игра - деятельность эгоистическая. Она такова по определению. Играя, мы действуем для себя. Мы не обращены к миру, к другим людям. Мы ничего не производим. Вот почему "игроман" Владик так эгоистичен, не замечает других людей.
Почему же он не выполняет правил, не признает обязанностей? В игре нет обязанностей. Правила бывают, есть даже термин -"игры с правилами". Такие игры способствуют умению подчиняться правилам - но правилам игровым. Когда изначально все-таки есть мотив. Я это делаю для своего удовольствия, потому что интересно и весело. А в школе такого мотива чаще нет. Владик привык все делать тогда, когда хочется. А "обязан" - это и когда не хочется. Такого он не признает.
Он не привык считаться с реальностью. Играть - значит жить в иллюзии, в своем воображении. Когда дорожка на полу может стать рекой; простая бумажка - деньгами, палочка - стетоскопом. Потому Владику легко игнорировать реальность: он так привык. Он опаздывает на урок и думает: а может, учительница не заметит. Для него важно не то, что существует объективно,  а только его желания. Он привык считаться только с ними.
Именно это свойство (не считаться с реальностью) - стержень инфантильности, очень серьезной психологической и социальной болезни.

Со Стасом же другая история. Он с раннего возраста занимался работой, у него были серьезные обязанности. И это оказало в значительной степени положительное влияние на мальчика. Он ответственный, дисциплинированный, обязательный. Однако он слишком мало и неразнообразно играл, был загружен ответственной работой, за результат которой с него строго спрашивали. А ведь мальчик был совсем маленький. И вот вырос таким не слишком-то жизнерадостным, даже и на ребенка непохожим.

Какие выводы?

Ребенку нужно достаточно много играть, причем по-разному: индивидуально (просто катать машинку) и в коллективе (ролевые игры), подвижно и тихо ...
В играх развиваются способности ребенка, его психические и физические качества. Развиваются без особых усилий, без принуждения.
Только вот сам ребенок в игре не развивается. Попробуем объяснить. ,,Я сам" - это добрый я или злой, альтруист или эгоист, самостоятельный или зависимый, уверенный в себе или неуверенный. То есть - какой я человек. Это то, что называют словом "личность". А мои способности и мое тело - это то, чем я владею, что мне принадлежит и чем я пользуюсь, - но это не есть я сам.
Так вот, личностного развития в игре не происходит. Если все только играть да играть, человек останется "дитятей" на всю жизнь.
Так что ошибаются те родители, которые думают, что работать ребенок начнет, когда закончит школу (или институт), а пока он маленький - пусть играет.
Доказано, что основы личности эакладываются в возрасте до 5 лет. Потом будет уже поздно. Значит, начинать заниматься продуктивной деятельностью - делать что-то полезное для других людей, заботиться о ком-то, что-то мастерить - ребенок должен как можно раньше. Что кроха может делать? Что-то вам приносить (тапки, какие-то вещи): но - каждый день, а не раз в год по большим праздникам. "Лечить" маму, если у нее болит голова. Пусть малыш подойдет,погладит: боль пройдет обязательно. Малыш может убираться, даже пылесосить! Если его хвалить, он будет это делать с удовольствием. Поливать игрушечной лейкой цветы. Вытирать пыль "в низких местах". да мало ли что еще! Важно, чтобы родители понимали: ребенку это очень нужно. Он хочет чувствовать себя полезным: это рождает чувство собственного достоинства, даже гордости. Чем раньше такое происходит, тем лучше.
Огромную пользу приносит работа руками, например на гончарном круге. В домашних условиях это едва ли возможно, но вполне реально во многих клубах и кружках. Такая работа полезна, поскольку дает материальный результат. Малыш берет кусок глины - и у него получается, например, тарелка или горшок. Ничего, что тарелка кривая, а горшок кособокий - важно, что он сделал это сам. Увидеть, подержать вещь, сделанную своими руками, - огромная радость для крохи, незабываемое переживание. Мальчики любят что-то мастерить из дерева. девочки - из мягких тряпочек, цветной бумаги. Все или почти все дети любят лепить.
В игре не развиваются такие качества личности, как объективность (желание и умение считаться с реальностью), чувство собственного достоинства, альтруизм. Чтобы они появились и закрепились у малыша, он должен постоянно заниматься продуктивной деятельностью.
На вопрос, что все-таки важнее - игра или работа, оптимальный ответ: и то и другое, причем с ранних лет. Сколько и чем заниматься, пусть решает сам ребенок. Ваша задача - предоставить ему возможности и для игр и для полезной деятельности, поощряя то и другое.

Вадим Слуцкий, педагог

Журнал "Лиза. Мой ребенок" № 11, 2009  

Главная -> Полезные статьи -> Вождь краснокожих 

 

 Нет комментариев.
Вам нужно войти или зарегистрироваться для добавления комментария.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)
Регистрация
Сейчас на сайте
Сейчас 221 гостей и 2 пользователей онлайн
  • acefa
  • asyky